Образовательные стандарты

С 1 сентября 2011 г. в 1-х классах российских школ преподавание будет организовано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), который утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.

В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?

Принципиальное отличие нового стандарта заключается в том, что целью образования задан не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие в ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность трёх систем требований:

- требований к результату образования;

- требований к структуре основной образовательной программы общеобразовательных учреждений;

- требований к условиям реализации стандарта (кадровым, финансовым, материально-техническому оснащению, информационно-образовательной среде и пр.)

В Федеральном государственном стандарте 2004 г. детально описывалось предметное содержание образования: темы, дидактические единицы и т.д. В ФГОС НОО 2009 г. в дополнение к содержанию образования чётко обозначены требования и к его результатам:

- личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности);

- метапредметным (освоенные обучающимися универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями);

- предметным (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а так же систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира).

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (УУД), которые порождают мотивацию к обучению, позволяют учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания, ставить перед собой и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде все от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Овладение УУД даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.

Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определён «портрет» выпускника начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

В последнее время проблема сохранения и развития здоровья приобрела статус приоритетного направления. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врождёнными или приобретёнными заболеваниями. ФГОС НОО обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья т.д.

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации постоянно увеличивается, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребёнка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Практическая направленность уроков, занятий позволит учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д.

Одним из новшеств стандартов второго поколения следует считать появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. На неё может отводится до десяти часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Это занятия по выбору. Теперь у каждого ребёнка и его родителей появится возможность выбрать себе интересное дело по пяти направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное (в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д.)

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Большое внимание уделяется электронным журналам и электронным дневникам. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения важных педагогических задач, позволяющее:

- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Подробнее с содержанием стандартов можно познакомиться на сайтах:

минобрнауки.рф/documents/543

http://www.edu.ru/documents/

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Документы по ФГОС детей с ОВЗ

Адаптированная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «Карасукская ООШ»

1 Пояснительная записка

Адаптированная программа направлена на создание комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, оказание им помощи в освоении основной образовательной программы.

Программа носит комплексный характер и обеспечивает:

-поддержку учащихся с особыми образовательными потребностями а также попавших в трудную жизненную ситуацию;

-выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего и специального образования, семьи и других институтов общества; интеграцию этой категории обучающихся в образовательном учреждении;

-оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии каждому учащемуся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиду комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития такихучащихся, психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательного процесса;

-создание специальных условий обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, соблюдение максимально допустимого уровня.

Программа содержит:

 1) цели и задачи коррекционной работы с учащимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами ;

2) перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, включающих использование индивидуальных методов обучения и воспитания; проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов;

3) систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учащихся с особыми образовательными потребностями, в    том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

4) механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую единую стратегическую направленность работы учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников;

5) планируемые результаты работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования.

Программы коррекционной работы основного общего образования являются преемственными.

Программа коррекционной работы основного общего образования обеспечивает:

— создание в МБОУ «Карасукская ООШ» специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;

— дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении.

Разработка и реализация адаптированной  программы  может осуществляться общеобразовательным учреждением как самостоятельно, так и совместно с иными образовательными учреждениями посредством организации сетевого взаимодействия.

1. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоров